Эксперименты... воспоминания... попытка вернуть, переиграть... не знаю, что получится. Я иногда делаю странные вещи. Импульсивно... вчера - то стихотворение; а это... давно хотелось выложить. По второму разу... Но зима - не то время, не для радости... так уж получается. Я тоже должен был родиться ранней осенью, а мой новый год - был и остается первого сентября.
Странно залезать в чей-то блог и понимать, что кто-то - такой, каким стоило быть мне. Немножко завидно. Но это зависть не злобная... скорее, даже приятно, что кому-то везет больше, чем мне. Вообще мне кажется, что люди должны быть счастливы. Только я всегда спотыкаюсь на мысли о том, что для некоторых в понятие счастья входит причинение боли другим. Или просто способность отметать этих других, как ненужные вещи... Не знаю, что хуже.
Люди - какие-то слишком сложные зверушки... Кто бы мне сказал, почему они вообще начинают делать и говорить то, что кого-то ранит? Такое чувство, что это - какая-то глупость... просто нелепость... она даже была бы забавной, если бы не так остро и разрушительно.
Прелюдия закончена... далее зимние мысли, зимние строки...
Странно залезать в чей-то блог и понимать, что кто-то - такой, каким стоило быть мне. Немножко завидно. Но это зависть не злобная... скорее, даже приятно, что кому-то везет больше, чем мне. Вообще мне кажется, что люди должны быть счастливы. Только я всегда спотыкаюсь на мысли о том, что для некоторых в понятие счастья входит причинение боли другим. Или просто способность отметать этих других, как ненужные вещи... Не знаю, что хуже.
Люди - какие-то слишком сложные зверушки... Кто бы мне сказал, почему они вообще начинают делать и говорить то, что кого-то ранит? Такое чувство, что это - какая-то глупость... просто нелепость... она даже была бы забавной, если бы не так остро и разрушительно.
Прелюдия закончена... далее зимние мысли, зимние строки...
«Песня Волшебника»
Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок -
И рвётся связь;
Кипит гранит, пылает лёд,
И лёгкий пух сбивает с ног
Что за напасть?
И зацветает трын-трава,
И соловьем поёт сова
И даже тоненькую нить
Не в состояньи разрубить
Стальной клинок!
Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
Приходит срок - и вместе с ним
Озноб и страх и тайный жар,
Восторг и власть!
И боль, и смех, и тень, и свет -
В один костёр, в один пожар!
Где смысл? Где связь?
Из миража, из ничего,
Из сумасбродства моего -
Вдруг возникает чей-то лик
И обретает цвет и звук,
И плоть, и страсть!
Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок -
И рвётся связь;
Кипит гранит, пылает лёд,
И лёгкий пух сбивает с ног
Что за напасть?
И зацветает трын-трава,
И соловьем поёт сова
И даже тоненькую нить
Не в состояньи разрубить
Стальной клинок!
Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
Приходит срок - и вместе с ним
Озноб и страх и тайный жар,
Восторг и власть!
И боль, и смех, и тень, и свет -
В один костёр, в один пожар!
Где смысл? Где связь?
Из миража, из ничего,
Из сумасбродства моего -
Вдруг возникает чей-то лик
И обретает цвет и звук,
И плоть, и страсть!
Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно - волшебно!
Ни толку, ни проку,
Не в лад, невпопад - совершенно!
«Скользко... спрошу - а что же понял - и вдруг мнения не совпадут?» (с)
Эмм... ну вот - с этой-то фразы пробило меня на тему «Странных Чудес Обыкновенного Чуда»
С ходу уберем очевидное, как-то: тему Министра-Администратора, тему «невинного» беспредельного эгоизма и безответственности Короля (худший вариант пожилого растолстевшего Питера Пэна) и «для Любви нет Невозможного». Здесь всё понятно.
Конечно, главная фигура - Волшебник. Демиург...
Тема того, что позволено Демиургу.
Она вообще настолько глубока и многогранна, что о ней можно говорить часами и годами...
или - веками, ведь так?
А можно ли вообще применять слово «дозволено» - к демиургу?.. к Богу?
Кто это ему будет «дозволять»?
А слово «мораль» к нему применимо?
Поступил ли Волшебник аморально, сыграв живыми людьми свою ораторию Любви?
... интересно - что любви к смертной.
Или он поступил попросту глупо? (а почему нет - Боги тоже делают глупости... особенно - влюбленные Боги!)
Или - вовсе не глупо, и уж точно не «аморально» он поступил?
Ведь если судить по результату - все что-то поняли. Все что-то открыли - или нашли потерянное. Все стали - пусть не умнее или сильней - но чище, светлее... даже Охотник плакал, наводя ружье ))
И даже Министр-Администратор был посрамлен не в сомнительном «ореоле трагизма», чем грешат многие истории Победы Добра над Злом, - в них Добро часто столь пафосно и напыщенно, и столь силён идущий от него душок ханжеского лицемерия! - а Зло по контрасту столь привлекательно! А здесь - Министр не привлекателен. Он просто жалок.
Но оставим Министра -Администратора. Скучный он и пустой человек.
Другое дело - Волшебник. Захотевший в один прекрасный день… и час… «поговорить о Любви».
Волшебника можно упрекнуть - но стоит ли? Вы упрекаете дождь за то, что он вымочил вас? А как насчёт цунами?
Он говорил о Любви так, как умел. Он был, по сути, тоже Питер Пэн - как и сомнительно-симпатичный Король… но в отличие от Короля, Волшебник - Питер Пэн искренний. И как следствие - Истинный. Он не тщеславен, он не своекорыстен. Но он эгоцентричен по сути своей: весь мир, вместе с лесами, полями, людьми и медведями, - его детская, полная его игрушек. А дети из невинного любопытства разбирают на части свои игрушки… а иной раз, разгневавшись на непокорного плюшевого мишку, отрывают ему голову… и горько плачут потом - они «не хотели!»
Они и правда этого не хотели. Они просто не знали, что без головы мишка станет «совсем не такой».
Не правда ли - аналогия прямо слепит глаза! Не потому ли - именно Медведь?
А некоторые дети могут ударить котёнка или слишком сильно сжать в кулачке хомяка… или - наступить на рыбку, вытащенную из аквариума, - просто чтобы посмотреть, что будет. Мне всегда казалось, что один из самых интригующих вопросов бессмертного «Kill Bill» - кто вырастет из хорошенькой малышки Биби? Красавица - или…
(но ладно, оставим в покое Диснея и Голливуд и вернемся к нашим бар… Медведям)
… и к нашим Волшебникам.
Которые - не обманитесь седоватой бородой! - на самом деле просто-напросто Дети.
А дети, знаете ли, жестоки.
Нет - они жестоки не «по-взрослому»: в их жестокости нет расчёта. Хотя логика - есть. Дети вообще на редкость логичные существа: они не обманываются, наблюдая мир. Они видят вещи такими, как они и есть, - до предела, до непостижимого и почти абсурдного Абсолюта.
Обманываться - и обманывать - их приучают Взрослые.
В невероятной по своей правдивости книге «Питер Пэн» я прочитал - очень много лет назад, будучи вряд ли старше Венди - удивительные слова, которые помню до сих пор: «Дети беспечны, бесхитростны и бессердечны».
Волшебник не был беспечным - это плата одного из Питеров Пэнов за «взрослость».
Да и бесхитростным его, кажется, не назовешь…
Но так ли это?
Если приглядеться, то в нем сохранилась и бесхитростность - на свой, питер-пэновский манер (а дети, при всей своей наивной эгоистичности, хитрющие создания! Кто не верит - вспомните себя лет в 12, и простодушных родителей, «настрого» запретивших вам… да неважно что! Вспомнили? Ну то-то).
А вы заметили - конечно, заметили - какие у Волшебника на протяжении почти всего фильма озорные, смеющиеся морозным колючим смехом глаза. И губы, постоянно изогнутые в кривоватой усмешке. Так что и беспечности - веселости вечно юного фавна, недоброго шутника Пака - у него хватает с избытком.
И уж конечно - к Волшебнику абсолютно применимо определение «бессердечный».
Как - нет? А ведь «бессердечный» Питер у Джеймса Барри умел любить.
Во всяком случае - восхищаться, скучать, радоваться, тосковать… ревновать! - а ведь именно все эти чувства люди то и дело называют «любовью».
И быть может, они правы?
Чувства мальчика-Питера пламенны, но кратковременны, преходящи, как вспышка палочки бенгальского огня.
Чувства мужчины-Волшебника - бессмертного и мужа, и кто скажет, чего в нём было больше? - более глубоки… это тоже - пламя, но оно не прогорит, едва зажегшись, - и неудивительно, сила увлеченности растет с возрастом… и Волшебник увлечён своей тихой задумчивой «Венди» глубоко и неистово. И всё так же по-мальчишески!
Для Питера любая игра становилась реальностью. Играя, он мог «умереть», если того требовали правила… но он перекраивал правила в свою пользу и не верил в реальность смерти.
Волшебник же - к добру или к несчастью - в смерть верит. Он живет в реальности, где по-настоящему ценен и «настоящ» лишь его домик с садом… лишь его жена. Прочие - да, умом он понимает, что они тоже - живые… другими словами, что если ткнуть их шпагой, станет больно и потечет кровь. И возможно, чье-то сердце прекратит биться.
Но невзирая на это знание - знание от «взрослого» рассудка - сердцем Волшебник явно не чувствует реальности окружающих его людей... и Медведей. Они - лишь живые забавные куклы в его маленьком домашнем театре… в его пьесе о Любви - всего для одной зрительницы.
В его Разговоре о Любви.
Лишь в самом конце истории - когда куклы сходят с ума и вырываются, каждая на свой лад, из рук искренне удивленного (он ведь всего лишь разыгравшийся ребенок!) Кукловода - он потрясенно начинает понимать… ощущать… их - живыми.
Сказка Джеймса Барри, фактически, не завершена: мальчишки усыновлены милой лондонской семьей и забыли волшебный остров, девочка Венди выросла и обзавелась дочкой, а затем и внучкой… и неизменно двенадцатилетний Питер осыпает серебристой летучей пылью и уносит по воздуху в страну Нетландию очередную восхищенную девчонку.
А вот Волшебник - повзрослел. Хорошо или плохо, грустить нам или радоваться, но больше он не «беспечный, бесхитростный и бессердечный» бородатый выросший мальчишка. Он становится Взрослым…
Волшебником.
Этого у него никакая «взрослость» не отнимет.
И это делает всю сказку - Светлой.
Хотя это печальный Свет… ведь «ей предстоит состариться и умереть - а ему затосковать навеки». Но даже когда он говорит это - в глазах у него живут озорные питер-пэновские смешинки.
А ведь он попробует перехитрить Судьбу!
Проиграет? Очень возможно. Но стопроцентно - попытается!
И кто знает… не произойдет ли и в его жизни Обыкновенное Чудо?
А пока он ждет, прикидывая, как бы половчее подбросить крапленую карту в колоду, которой ему предстоит разыграть главную партию в покер с всемогущей (но не всеведущей) судьбой - все-таки призадумайтесь… как именно о своей Любви с вами захочет… или - как сможет?.. поговорить ваш Он (или Она - не все ль равно!) - при условии, что это - Волшебник…